Типичные ошибки в работе психолога-консультанта или благие намерения как болезни роста В очерке рассматриваются некоторые основные ошибки, которые допускаются психологами в процессе индивидуального, группового и семейного консультирования (психотерапии) вследствие чрезмерной мотивации помогающего поведения, что является типичным для начинающего консультанта и в дальнейшем может быть существенным фактором профессионального выгорания специалиста. Выбор профессии психолога, как и любой другой «помогающей» профессии, если он не случаен, почти всегда базируется на желании помочь людям, которое в свою очередь основано на высших ступенях пирамиды ценностей Абрахама Маслоу – потребностях в получении знаний и компетентности, а также в признании, любви и уважении. Вышеуказанные потребности формируют мотивацию помогающего поведения, находящуюся в прямой связи с профессионально важными качествами – интуицией, эмпатией, инициативностью и вариативностью поведения консультанта в профессиональном взаимодействии. Если же консультант сам имеет личностные проблемы вследствие низкой самооценки, неуверенности в себе или непроработанности индивидуальных личностных проблем в ходе обучения консультативным навыкам, - в его отношении часто может сработать принцип: «Невежа с инициативой – хуже вредителя», что приведет, как минимум, к завершению консультативного взаимодействия, а в худшем случае – усугубит проблемы клиента и сформирует негативное отношение и стойкое неприятие профессиональной психологической помощи. Итак, более подробно об ошибках: 1. Когда не срабатывает метафора Пример: Консультант: У одного из моих клиентов была похожая проблема… Клиент: Причем тут другие люди… Консультант: Ну, так вот он вышел из положения таким способом… Клиент (раздраженно перебивает): Да что мне как кто-то как-то решает свои проблемы. У меня есть моя проблема, и давайте заниматься мной… Консультант: … В данной ситуации есть два возможных объяснения: либо перед нами демонстративный клиент, может быть, с истероидной акцентуацией характера, либо же достаточно актуализированная личность с низким уровнем конформности и достаточной степенью осознанности своих проблем. В любом случае, метафоротерапия, столь популярная в консультативной практике, особенно у начинающих психологов, может не работать, просто не принимаясь клиентом. 2. Инициатива как работа вместо клиента Пример (популярный анекдот): Консультант: Как я понял, Ваши дела в последнее время идут не очень? Клиент: Да. Консультант: Вас подводят деловые партнеры? Клиент: Да. Консультант: Вы перестали доверять людям? Клиент: Да. Консультант: У вас проблемы с потенцией? Клиент: Да. Консультант: Вы не доверяете своей жене? Клиент: Да. Консультант: У вас напряженные отношения? Клиент: Да. Консультант: Вы ее ненавидите? Клиент: Да. Консультант: Вы хотите убить свою жену? Клиент: Отличная идея, доктор!!!!! Очень часто клиенты появляются именно с запросом «Сделайте что-нибудь!» или «Посоветуйте что-нибудь!». Желание помочь и пассивное поведение собеседника невольно стимулирует начинающего специалиста на чрезмерно активную, ведущую позицию в диалоге, - таким образом ответственность за судьбу клиента принимается консультантом: любое его забегание вперед и «форсирование» процесса консультирования может быть принято клиентом как руководство к действию. 3. Автоматизм профессиональных навыков (снижение сензитивности как следствие эмоционального выгорания) Пример (популярный анекдот): Клиент: Уже не знаю, что мне делать… Консультант (устало): Да-да… Клиент: Все так достало, сил нет… Консультант (устало): Угу… Клиент: Не вижу смысла в жизни… и никакого просвета. Консультант (устало): Да-да, так бывает… Клиент: Я начинаю задумываться о самоубийстве… Консультант (думая о своем): Да, да, конечно… Все начинающие психологи-консультанты, в особенности ведущие частную практику, мечтают о потоке клиентов, готовы к 8-10 консультациям в день, не представляя, что количество рабочих часов качественно усиливает уровень эмоционально-психологического выгорания, и, как следствие, притупляет эмпатию, переводит процесс активного слушания в речевой автоматизм, на уровень слов-паразитов, что рано или поздно отслеживается клиентом, сводя на нет сформированные консультативные и терапевтические отношения. 4. Экзистенциальные вопросы Пример: Клиент: Как мне дальше жить? Консультант: Угу… Клиент: Нет, вообще, как мне дальше жить, скажите? Консультант: А как бы вы хотели? Клиент: Да я вас спрашиваю! Как мне дальше жить и что делать? Консультант: Ну… в зависимости от того, что бы вам хотелось… Клиент: Я не знаю, я у вас спрашиваю, как мне дальше жить????? Консультант: Ну, давайте поговорим об этом… Клиент: Да мы с вами уже две недели об этом разговариваем… Скажите, как мне себя вести, как жить дальше???? Консультант: … Психологические ресурсы клиента, равно как и консультанта, небезграничны – появление вышеозвученного вопроса не должно быть неожиданностью, но, как правило, формулировка «Как мне жить дальше?» формально перечеркивает всю предварительную работу и является сильнейшим ударом по профессиональному самосознанию. Как и в вышеописанной ситуации, удар по самолюбию и профессиональный стресс консультанта настолько силен, что начинающий психолог может невольно начать «подыгрывать» клиенту, поддаваясь на его манипуляцию и судорожно включаясь в поиск решения, предлагая наугад не всегда удачные, а главное, не видимые (не выработанные еще пока) пути решения вопроса. 5. Нарушение принципа нейтральности (в семейной психотерапии) Пример: Клиент: Ну и как мне посоветуете вести себя с моей дочкой? Консультант: Ну… если бы я был ее отцом, я бы… Клиент: Да кто вы такой, чтобы быть отцом моему ребенку! Я спрашиваю, как мне с ней себя вести!!!! Консультант: Я имел в виду, что если бы на вашем месте бы я… Клиент: Да меня не интересуете вы – воспитывайте своих детей! Не лезьте в мою семью! Вообще я спросил, как МНЕ себя вести! Наиболее ярко и полно принцип нейтральности описан в контексте подхода системной семейной психотерапии, в частности, в работах Варги А.Я: «Принцип нейтральности утверждает: эффективная психологическая помощь семье требует сохранения психотерапевтом нейтральной позиции. Он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым. Этот принцип соблюдать непросто. Наиболее частый вариант его нарушения — попадание женщин-психотерапевтов в позицию суперматери. В дисфункциональной семье страдают все, но страдание детей видится ярко, особенно в нашей центрированной на детях культуре. Кажется, что нерадивые родители несправедливо обижают детей. Психотерапевт занимает позицию защиты маленьких и беззащитных, сообщая тем самым родителям или матери этих детей: «Я была бы лучшей матерью этим детям, чем вы». Это сообщение очень легко прочитывается, и мать, естественно, защищается и сопротивляется. Это сопротивление, спровоцированное поведением терапевта, часто сводит все его усилия на нет. Семья прерывает терапию» [2]. 6. Страх молчания клиента Молчание клиента неоднократно является предметом обсуждения на интервизионных группах и супервизионных семинарах. У начинающих консультантов, не умеющих в силу характерологических черт или профессиональных соображений, «выдерживать паузу», именно первые минуты ожидания рассказа или запроса клиента являются самым тягостным моментом, в который переживается целая гамма фантазий по отношению к клиенту: - клиент немотивирован и сам не знает, чего хочет (индуцируется напряжение, связанное с переживанием непринятия клиента, которое на него же и переносится в форме раздражения, что быстро становится заметным через систему невербальной коммуникации); - я не вызываю доверия к себе, поэтому он (она) молчит (у консультанта нарастает напряжение, связанное с сомнениями в своей профессиональной компетенции, способности установить терапевтические отношения); - клиент ждет от меня каких-то направляющих действий или инструкций (иногда предположение не лишено истинности, особенно, если не проводилось первичное интервью или исследование личности); - клиент мною манипулирует (умозаключение возможно из предыдущего пункта). 7. Молчаливый участник группы личностного роста Пример: «Спой, светик, не стыдись!» (И. Крылов). Консультант-ведущий: Большое спасибо всем, что поделились своими ощущениями, как нам здесь было! Клиент 1: А почему молчит Сережа? Клиент 2: А мне бы хотелось услышать от Сережи, как ему было! Клиент 3: У меня сильное ощущение незавершенности от того, что я так и не услышал Сергея! Клиент 4: Сережа молчит, а у меня нарастает ощущение тревоги! Молчащий на протяжении сессии участник группы личностного роста (особенно в гуманистических направлениях психотерапии и психокоррекции) тоже часто фрустрирует неопытного ведущего, который предполагает, что так и не смог «включить» человека в процесс групповой динамики. На самом деле такой участник, часто непроизвольно, но тем не менее осознанно, манипулирует вниманием группы, которая тут же обращает внимание на малейшее проявление им чувств, эмоций и переживаний. И в начале сессии, когда участникам предлагают поделиться своими ожиданиями и ощущениями, с которыми они пришли, и в завершении, когда на финальном круге необходимо дать рефлексию своих чувств и переживаний, внимание ведущего и участников обращается к одному и тому же человеку, который дважды за время работы гарантированно получает контрастный «душ» из чувств, эмоций, переживаний и внимания по отношению к себе. Работа, так или иначе, идет, и еще неизвестно, кто фасилитирует группу… Мы не описали и половины возможных промахов в работе начинающего свою практическую деятельность психолога – но, сколько специалистов – столько и ошибок. Задачей данной публикации было предостеречь молодого консультанта от некоторых ситуаций, которые могут поколебать еще неокрепшее профессиональное сознание или разрушить еще только формирующийся авторитет. Разумеется, работа в данном направлении будет продолжена, так как в случае гармоничного развития профессионализма опыт «ошибок трудных», выносимый из интервизионных и супервизионных групп, должен обязательно способствовать главному принципу оказания любой консультативно-психологической или психотерапевтической помощи – принципу, известному еще со времен Гиппократа, признававшего слово первым средством помощи человеку, а именно – «Не навреди!». Литература - Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Введение в системную семейную психотерапию – СПб, Речь, 2001;
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа, http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20000209, 2000;
- Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт: работа с трудными клиентами. – СПб, «Питер», 2002.
Реуцкий Максим Владимирович pcyholog@yandex.ru |
Первые блюда, вегетарианская кухня, рецепты Первые блюда Протертый гороховый суп с хлебом Состав: на 200 г пшеничного хлеба: 2 л протертого горохового супа, 2 луковицы, 2 ст. ложки растительного масла, 4 ст. ложки мелко нарезанной зелени петрушки, укропа, сельдерея. Пшеничный хлеб нарезать на мелкие кусочки, размочить в воде, обжарить на масле и залить протертым гороховым супом. Добавить жареный лук, зелень и снять с огня. Рассольник Состав: на 5 л. воды 0,5 стакана риса, 5 картофелин, 1 большая луковица, 1 морковь, 3 больших соленых огурца, 3 ст. ложки растительного масла без запаха, лавровый лист, зелень петрушки, укропа. В кипящую воду положить нарезанный дольками картофель, нарезанные мелкими дольками огурцы, нашинковать (или натереть) морковь, лук. Когда овощи будут готовы положить отдельно сваренный рис, лавровый лист, масло и зелень. Довести до кипения и выключить. Свекольник Состав: 3 л воды, 2 свеклы (средние), 5 небольших картофелин, 2 луковицы, 2 моркови, половина головки чеснока, соль. В кипящую воду положить нарезанный кубиками картофель, лук, натертые на крупной терке свеклу и морковь. Варить 5 мин. Перед окончанием варки добавить соль, 3 столовые ложки растительного масла, чеснок, зелень (кинза, петрушка, укроп). Свекольник летний Состав: 500 г свеклы, 2-3 картофелины, 1 луковица, 2 свежих огурца, 1 стакан рубленой зелени, 1 лимон, соль, сахар по вкусу. Небольшие корнеплоды свеклы очистить и отварить, положить туда же 2-3 картофелины и головку лука. Сваренную свеклу вынуть и протереть через крупную терку. Полученную массу положить опять в отвар. Лук удалить, картошку извлечь и растереть так, чтобы она полностью смешалась с бульоном. Добавить лимонный сок, сахар и соль по вкусу. Охладить полученный бульон. В каждую тарелку положить смесь из мелко нарезанных свежих огкрцов, зеленого лука, а также зелени кинзы, укропа и петрушки. Залить окрошку свекольным бульоном. Это блюдо незаменимо в жаркий летний день. Если вы хотите, чтобы свекла отдала блюду свой красивый малиновый цвет, опускайте ее в бульон, содержащий кислоту. Солянка Состав: 5 л воды, 7 соленых огурцов, 2 головки репчатого лука, 2-3 ст. ложки томат-пасты, 10 больших картофелин, 30 шт маслин (или оливки), 1/4 стакана грецких орехов, 1/2 головки чеснока, зелень петрушки, 2-3 шт. лаврового листа. Спассировать на растительном масле лук, поочередно добавляя томат и мелко нарезанные кубиками соленые огурцы, и потушить до готовности. В кипящую воду положить мелко нарезанный кубиками картофель, довести до готовности, соединить с пассированными овощами, добавить толченого (или мелко нарезанного грецкого ореха, маслины, лавровый лист. Перед подачей на стол посыпать зеленью. В каждую тарелку можно положить кружок очищенного от кожицы лимона. Если не хватает кислоты, можно добавить огуречного рассола. Солянка грибная* с хлебом Состав: на 200 г ржаного хлеба: 300 г квашеной капусты, 1 луковица, 5 шт. сушеных грибов, 2 лавровых листа, 1 ст. ложка муки, растительное масло, соль, перец по вкусу. Квашеную капусту пожарить на растительном масле вместе с рубленым репчатым луком. К готовой капусте прибавить муку и хорошо пермешать. Отварить сухие грибы, мелко изрубить их, смешать с капустой, влить оставшийся грибной отвар, прибавить поджареные кусочки ржаного хлеба, лавровый лист, заправить солью, душистым перцем и поставить на 20 минут в духовку. Ржаной хлеб нарезать кусочками, посолить, поджарить на растительном масле. Подавая блюдо к столу, сверху солянки уложить гренки. *(употребление грибов может быть опасным) Суп вегетарианский. Состав: 1,5 л воды, 600 г капусты, 4 моркови, 4 крупные картофелины, по 1 корню сельдерея и петрушки, 2 луковицы, соль. Репчатый лук мелко нарезать, обжарить на растительном масле, добавить к нему нарезанные кубиками морковь, сельдерей и петрушку, и тушить на слабом огне 10-15 минут в плотно закрытой кастрюле, периодически помешивая, затем добавить нашинкованную капусту и нарезанный картофель и продолжать тушить до готовности овощей. К тушеным овощам добавить горячую воду, соль и довести до кипения. Перед подачей посыпать зеленью. Суп гороховый (I способ) Состав: 5л воды, 1,5 стакана гороха, 4-5 картофелин, 1 большая луковица, 1 средняя морковь, лавровый лист, зелень, растительное масло без запаха. Залить горох холодной водой, довести до кипения, слить и заново залить холодной водой (чтобы не было вздутия желудка). Не доводя до готовности положить нашинкованные лук, морковь, картофель. Довести до готовности, добавив масло, лавровый лист, зелень. Суп гороховый (II способ) Состав: 5 л. воды, 5 картофелин, 2 стакана гороха, 1 большая луковица, 1 морковь, 4-5 шт лаврового листа, половина головки чеснока. Залить горох холодной водой, довести до кипения, слить и заново залить холодной водой. Как закипит, добавить лук и варить горох до готовности. Затем добавить нарезанный сломкой картофель, натертую на терке морковь, посолить. Когда будет готов картофель положить масло, лавровый лист, толченый с небольшим количеством соли чеснок. Как закипит - выключить. Суп из крапивы (I способ) Состав: 2 л воды, половина пучка лука зеленого, небольшой пучок щавля, 2-3 средних картофелины, 1 головка репчатого лука (для пассирования), 2-3 пучка молодой крапивы, зелень петрушки, укропа, растительное масло, веточка сельдерея. В кипящую воду положить картофель, нарезанный соломкой, мелко нарезанный зеленый лук, сельдерей. Через 5 минут добавить крапиву, еще через 5 минут щавель, спассированный лук, лавровый лист и зелень. После закипания выключить. Суп из крапивы (II способ) Состав: 2 л воды, 1 луковица, 1 столовая ложка риса, 2 картофелины, 150 г молодой крапивы, зелень петрушки. В кипящую воду положить мелко нарезанный и обжаренный репчатый лук, рис (предварительно проваренный 2-3 минуты в другой воде). Довести до кипения, прибавив крупно нарезанный картофель. За 10-15 минут до окончания варки положить промытую и нарезанную крапиву. При подаче на стол посыпать суп петрушкой. Супы из разных круп В кипящую воду положить мелко нашинкованный лук, морковь и нарезанный ломтиками картофель. Через 5 минут добавить вермишель (можно крупу гречки, полуотварной рис, пшеничную полированную). Когда все будет готово добавить лавровый лист, растительное масло без запаха и зелень. Можно варить эти супы, спассировав лук и морковь. Лучше приготовлять пищу из разных растительных масел. В супы также можно добавлять в конце варки в месте с зеленью черемшу. Суп из гречки с баклажанами Состав: 4 л воды, 0,5 стакана гречневой крупы, 4-5 картофелин, 2-3 баклажана, 1 большая луковица, 1 морковь, 3-5 помидоров, зелень. В кипящую воду положить нарезанный кубиками кртофель, гречку, очищенные и нарезанные кубиками баклажаны; спассированные на растительном масле лук, морковь и помидоры. Довести до готовности, посолить, добавить зелень и выключить. Суп из цветной капусты с фасолью и хлебом. Состав: 2 л воды, 1 кочан цветной капусты, 1/2 стакана фасоли, 2 моркови, 1 луковица, 1 корень сельдерея, 2 средние репы, 200 г черствого пшеничного хлеба, 2 ст. ложки растительного масла, соль. Мелко нарезать перечисленные овощи, поместить их в кастрюлю, добавить заранее намоченную набухшую фасоль, посолить, залить горячей водой (2 л) и варить до готовности. Перед концом варки всыпать натертый хлеб и заправить репчатым луком, слегка обжаренным на растительном масле. По желанию в суп можно добавить картофель. Суп грибной Состав: 100 г сухих грибов (предупреждение: в 1996 г в Краснодарском Крае было более 40 случаев тяжелого отравления грибами, некоторые и со смертельным исходом), 2-3 картофелины, 2 луковицы, 3 столовые ложки растительного масла, 3 столовые ложки вермишели, соль по вкусу, 2-3 л воды. Сушеные грибы вымыть и поставить на огонь. Как только вода закипит, полностью ее слить. Проверить все шляпки грибов, нет ли случайно червивых; после чего залить опять холодной водой, немного посолить и поставить варить на среднем огне на 1-1,5 часа. Затем грибы вытащить и нарезать, а в отвар положить разрезанные на 4 дольки картофелины. Спассировать 2 мелко нарезанные луковицы, туда же добавить грибы. Подержать на огне еще 5 минут, постоянно помешивая. Тем временем, когда картофель наполовину сварится, положить в бульон вермишель и пассированный лук с грибами. Довести до готовности. Суп овощной Состав: на 4 л воды 3 картофелины, 3 моркови, 3-4 помидора, 1 кабачок, 2 сладких перца, 1 луковица, 4 ст. ложки подсолнечного масла, петрушка, укроп. Картофель, кабачки, перец, помидоры очистить, нарезать кубиками и варить в соленой воде. Мелко нарезать лук, натереть на терке морковь и спассировать. Переложить в кастрюлю, варить еще 10-15 минут. Подавать на стол, посыпав мелко нарезанной зеленью. Суп овощной с фасолью Состав: 2 л воды, капуста цветная или белокочанная 300 г, кабачки или тыква 400 г, картофель 4 шт, морковь 1 шт, лук репчатый 2 шт, фасоль 1/3 стакана (или фасоль стручковая 200 г), растительное масло. В кипящую воду кладут капасту, нарезанную кубиками, доводят до кипения, добавляют картофель(кубиками), пассированные лук, морковь, петрушку и варят суп до готовности. За 5-10 минут до окончания варки кладут вареную фасоль, соль. При использовании цветной капусты ее кладут в суп после картофеля. При приготовлении супа с кабачками или тыквой припущенные кабачки или тыкву кладут в суп одновременно с фасолью. Суп рисовый с овощами Состав: 3 л воды, 3 соловых ложки риса, 6 картофелин, корень петрушки, 2 луковицы, 2 моркови, 8 свежих помидоров, 6 столовых ложек растительного масла, соль, перец черный душистый, лавровый лист, зелень петрушки, 3-5 долек чеснока. Рис опустить в холодную воду, поставить варить до полуготовности. Картофель нарезать тонкой соломкой, присоединить к рису. Корень петрушки, нарезанный тонкой соломкой, лук, нарезанный полукольцами, морковь, натертую на крупной терке обжарить на растительном масле. Помидоры нарезать дольками и обжарить с двух сторон. Спассированные овощи опустить в кастрюлю с рисом и картофелем, добавить соль, перец, лавровый лист; варить суп до полной готовности. Перед тем, как снять с огня, в суп добавить мелко рубленный чеснок и зелень петрушки. Суп с картофелем, помидорами и хлебом Состав: на 2 л воды: 200 г пшеничного хлеба, 3-4 картофелины, 3 помидора, 3 ст. ложки растительного масла без запаха, соль, зелень. Очищенные картофель и помидоры положить в кастрюлю, залить водой, посолить и варить не мешая. Когда овощи станут мягкими добавить кусочки пшеничного хлеба и поварить еще немного. После этого протереть все сквозь сито, добавить растительное масло и закипятить. Перед подачей на стол посыпать зеленью. Суп с фасолью, цветной капустой и хлебом Состав: на 2 л воды: 200 г пшеничного хлеба, 1/2 стакана фасоли, 2 репы, 2 моркови, 1 луковица, 1/2 кочана цветной капусты, 1 корень сельдерея, 2 ст. ложки растительного масла, соль. Поставить варить замоченную заранее фасоль, через 20 мин положить мелко нарезанные коренья репы, моркови, лука, цветную капусту, сельдерей. Посолить и варить до готовности. Перед концом варки добавить натертый пшеничный хлеб и заправить репчатым луком слегка поджаренным на растительном масле. Суп с цветной капустой Состав: 3 л. воды, 2 картофелины, 2 луковицы, 2 моркови, 1/2 стакана вермишели, 1 соцветие капусты, 1 столовая ложка томата, 3 столовых ложки растительного масла без запаха, зелень. В кипящую воду положить нарезанный картофель, лук, морковь. Как закипит - подсолить, засыпать вермишель и мелко нашинкованную цветную капусту. Через 10-15 мин. добавить томат, масло, зелень и после того, как закипит выключить. Суп с цветной капустой II Состав: на 3 л воды: 2 луковицы, 2 моркови, 3 картофелины, 1/2 стакана вермишели, 1 кочан цветной капусты, 1 ст. ложка томат-пасты, 4 ст. ложки растительного масла, зелень, лавровый лист. Вкипящую воду положить нарезанный брусочками картофель, через 5 минут добавить к картофелю вермишель, мелко нашинкованную цветную капусту и пассированный на растительном масле лук и морковь с томатом. Перед тем, как снять суп с огня добавить мелко нарезанную зелень и лавровый лист. Юрий Помещик |
Комментариев нет:
Отправить комментарий