1 сентября - стресс для... родителей Какие мысленные ассоциации у вас возникают при произношении слова «сентябрь»? Думаю, что мысли о школе, первом учебном дне, уроках, грусти окончания лета и круговерти осеннего танца ярко-желтых листьев. Сентябрь – пора школьной деятельности и конец беззаботности теплых дней. Первоклашки с большими бантами (так было раньше) и сочными букетами семенят к неизведанному зданию, держась маленькими ладошками за своих волнующихся родителей. Вот шагают дети постарше: кто нервной поступью, ожидая будущую тяжесть гранита науки, кто нетерпеливой припрыжкой, радуясь встрече с одноклассниками, кто уверенно и бодро, в память о прошлогодних заслугах. Ребята разные - спокойные, серьёзные, хулиганистые, беспечные, милые, забавные, задорные и непоседливые. На фоне нарядных белых рубашек, свежих благоухающих цветов и веснушчатых носов отчетливо ощущается тревожная аура беспокойных мам и пап. Волнение читается на лицах родителей: в уголках глаз, тенях ресниц и изломах межбровья. Кто вполне осознано, кто, чувствуя лишь в замысловатых недрах души, задают себе вопрос: «Каким окажется этот учебный период?» Больше всего волнений, конечно, у родителей детей, кто впервые переступает порог альма-матер. «Сможет ли мой ребенок быть успешным в школьной программе?», «Будет ли ему легко или тяжело в учебном процессе?», «Как изменится наша семейная жизнь с привнесением в неё домашних заданий?», «Кто будет заниматься с ребенком физикой, ведь я в ней не силен?», «Избежит ли ребенок школьной травли?», «Удастся ли нашему чаду подружиться с другими ребятами?» и многие- многие аналогичные вопросы. Одна моя близкая «родительница», мама сыновей, которые пошли в первый класс, охарактеризовала так свое эмоциональное состояние: «Я испытываю настоящую травму». Психологическая травма – вот что часто испытывают родители, отправляя своих отпрысков «первый раз в первый класс». Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Часто «предки», особенно мамы, испытывают различного рода дисфории: снижение настроения, расстройство сна, аппетита, непонятного беспокойства и чувства смятения. В отдельных случаях возникает ипохондрия, тоска, невозможность сконцентрироваться на текущих делах, чрезмерное волнение, вплоть до панических атак. Почему так происходит? Рассмотрим подробнее. Ситуация 1. Очень часто подобная симптоматика наблюдается у мамы и ребенка, которые находятся в слишком тесной симбиотической связи Мама слишком заботливая, теплая, понимающая и принимающая, живет нуждами и чаяниями детей, со стороны выглядит как идеальная, нередко вызывая чувство неудовлетворенности собой у «обычных» мам. Мама просто не готова отпустить сына или дочь в собственное плавание, потому что очень нуждается в таком тесном присутствии близкого другого. Но почему ребенок должен обслуживать эмоциональную незрелость своих родственников? Я, как системный семейный психотерапевт, часто задаю клиентам следующие вопросы при таком виде устройства отношений: «Зачем маме нужно находиться настолько близко к ребенку?», «Какие у мамы виды деятельности вне семьи?», «Какие у мамы отношения с папой ребенка?», «Зачем маме нужно удерживать дитя рядом с собой?» и другие. Очень часто оказывается на практике, что такая взрослая женщина находится в конфликтных ситуациях со своим мужем, получает эмоциональную поддержку от ребенка, которую ей следовало бы получать более подобающим способом. Ребенок не может являться другом мамы, его место другое, иерархически более низкое, и не стоит нагружать его своими треволнениями. Такая мать мешает ребенку, связывает его, мальчишки и девчонки решают задачи не своего уровня, оказывая матери психологическую помощь от своего присутствия и являясь для нее смыслом жизни. Такие дети, вырастая, часто не в состоянии построить собственную семью, они привыкают служить «костылем» для своего родителя, отказываясь, часто бессознательно, от личной жизни и собственной семьи. Похожие ситуации возникают также, когда в семье ребенка воспитывает один родитель, находясь без поддержки своего партнера. Запомните, единственное место, где следует предаваться полному слиянию – это сексуальные отношения. Когда нет слияния в сексе, возникает слияние с ребенком. Выход: Наладить собственное супружество. Когда отношения с любимым станут достойными, отпадет необходимость в «приклеивании» к собственным «цветам жизни». Выстраивайте доверительные отношения с партнером, развивайтесь, привлекайте специалистов и получайте поддержку психологических центров. Ситуация 2. Речь так же пойдет о симбиозе, о тесной связи, но вызванной не как следствие душевного одиночества, а как стиль коммуникации в созависимых семьях Симбиотические отношения часто наблюдаются в семьях, где близкие страдают зависимостью, например, алкогольной. Доказано, что стили коммуникаций передаются из поколения в поколение. Виды общения, которые складываются в семье с зависимостью, специфичны. Чаще всего наблюдается отказ от собственных желаний, образуется стремление помочь другому. Просили помогать – не просили, для такого типа людей весомого значения не имеет. Такие индивиды действуют, исходя из собственного представления о благости пользы. Мамы таких ребят иногда просто не дают им вырасти. Греют сменную обувь в карманах, тащат тяжелые рюкзаки, делают домашние задания и т.д. Ребенок расслабляется, привыкает, что мама возьмет большую часть нагрузки на себя, «подстелет соломку» где надо и не надо, стагнирует в своем личностном росте – «замерзает», инфантильность становится привычной. Выход: Проанализировать свою личную историю на предмет похожих ситуаций, понять, являетесь ли вы действительно «помогателем». Оказывать помощь только, когда об этом просят. Позволить ребенку взять его часть ответственности (например, уроки, оценки, поведение) и не пытаться «нанести пользу и причинить добро». Ситуация 3. Мне хотелось бы отдельно выделить такой особый тип личности – тревожно-мнительный Такая акцентуация характера характеризуется неуверенностью в себе и в завтрашнем дне, пониженным фоном настроения, невысокой самооценкой и постоянным переживанием различных страхов, даже если в них нет никаких реальных опасений. Понятно, что столкнувшись с новой ситуацией – походом в школу, такой человек просто «обязан» испытать сильнейшую тревогу! Зачастую дети и без слов «считывают» настроение близкого, к школьному периоду они уже привыкли жить в «постоянной опасности и угрозе внешнего мира». Успеваемость и уровень социальных контактов у ребяток с такими сородичами будут ниже среднего, развитие разнообразных фобий почти гарантировано. Вот так, излишняя тревога родителей ломает успех детей во внешней среде, «обогащая» неоперившихся птенцов ночными кошмарами. Выход: Обратитесь к специалисту, если относите себя к данному типу личности. Опытный психолог поможет грамотно отреагировать накопившиеся эмоции, снять излишнее беспокойство, «выпустить пар». Чаще рисуйте, выплескивайте на бумагу свои переживания, придавайте им соответствующую окраску. Выражайте свои эмоции через мелодичное пение. В период излишней тревоги совершайте стереотипные монотонные действия: мытье посуды, ритуалы, медитации. Хорошо себя зарекомендовали такие виды спорта как плавание, йога, пилатес. Задайте себе вопросы: «Для чего мне нужна моя тревога? Какую выгоду я получаю, излишне беспокоясь? В чем состоит мое удовольствие от этого?» Ответы помогут вам лучше понять себя и отпустить ненужную нервотрепку восвояси. Ситуация 4. Личный школьный опыт Если в школе вы были «козлом отпущения», «белой вороной» или еще каким-нибудь невиданным зверем, то, несомненно, личная история будет оказывать на вас давление. Отправляя отрока в школу, вы, невольно, оказываетесь в ситуации «давно минувших лет». Понять ваше беспокойство можно, но насколько это актуально в данное время, насколько применимо к вашему ребенку? Другой важный момент личной школьной истории состоит в том, что вы, например, являлись отличником в школе или всеобщим любимчиком. Ожидания в этом случае от собственного ребенка могут быть неоправданно высоки. Чувство растерянности и крайняя степень удивления от такого вполне, казалось бы, «закономерного» успеха ребенка, который не подтвердился, застают родителей врасплох. Возникает ощущение, как будто, «не сходятся пазлы». В таких моментах дети очень уязвлены, ведь часто родители, пытаясь подогнать ребенка под собственный стандарт, применяют к нему наказания, порой, к сожалению, физические. Выход: Всё-таки поход к психологу, душевным ранам следует зажить. С точки зрения системной семейной терапии, начало школьного обучения является нормативным кризисом для семьи. Это период внешней оценки, оценка фактически ставится родителям, за то, как они выстроили функционирование своей семейной системы. Успех или неуспех ребенка во «взрослой жизни» - является зеркалом внутрисемейных отношений, критерием удачно или дисфункционально выстроенных коммуникаций. Перестроилась ли семья на новый уровень, и насколько благоразумно взрослые перераспределили внутрисемейные роли? Если мать ребенка исключительно и полностью сосредоточена на семье – без работы, увлечений, без внешней активности, то заново распределить свое высвободившееся время очень трудно, особенно, если ребенок до школы не посещал детский сад. Чем будет заниматься теперь мама? Часто дети таких родителей очень болезненны, они «спасают» своих родителей, обеспечивая им шанс на ценность в этой жизни. «Он у нас такой больнушечка, мне необходимо быть всегда рядом». Или «Она у нас такая слабенькая, не такая, как все дети», и это снова тема спасения ребенком неустроенной мамы или, реже, папы. Для детей самое важное чувствовать себя любимыми своими родителями, и они, дети, пойдут на многое, чтобы угодить матери в её желании чувствовать себя значительной, даже в ущерб развитию своего дитя. Кризис начала обучения также высвечивает темные пятна в супружеских отношениях. Насколько семья сплоченная и, главное, гибкая. Насколько родители мобилизуются и приводят детей без опозданий в школу, кто возьмет на себя дополнительную нагрузку по проверке домашних заданий и разбор конфликтных ситуаций в учебном процессе? Подобные ситуации очень энергозатратны, но если семья обладает достаточной гибкостью, такие типичные обстоятельства дел являются посильными. Я думаю, что тревога, конечно, является допустимым чувством у родителей при наступлении школьной поры, но в разумных пределах и количествах. Позаботьтесь о своем психо-эмоциональном фоне во благо спокойствия и уверенности детских мыслей и переживаний. Пусть наши дети видят уверенных, довольных и счастливых родителей – это повышает шансы подрастающего поколения на гармоничную взрослую жизнь. С началом нового спокойного учебного года! Желаю успехов! Автор Доброва Светлана http://www.dobrova-svetlana.ru |
Нейрореанимация неврологических и хирургических больных: диагностические алгоритмы доказательной медицины Новые методы реанимации больных с поражениями головного мозга отличаются от раньше признанных тем, что вместе с мониторингом жизненно важных функций организма они предполагают дополнительный аппаратный контроль сосудистой системы мозга, функциональной активности его вещества и системы газообмена. Явные преимущества, которые дает усиленная диагностика, позволяет оценить хотя бы тот факт, что применяющим ее специалистам удается возвращать к жизни людей, длительное время находившихся в коме. Результаты работы с пациентами, которые по всем медицинским канонам считались безнадежными, доказывают: настало время пересмотреть традиционные подходы к проблеме коматозного состояния. Второе направление, с усилением звена диагностики оказавшееся на новом уровне развития, – выведение больных из состояния апаллического синдрома и вегетативных персистирующих состояний. Главное препятствие в подобных случаях заключалось как раз в отсутствии эффективной системы курации и адекватных методов контроля за состоянием таких пациентов. Теперь мы можем говорить об эффективном решении этих проблем. Причем применить успешный опыт возможно и целесообразно в нейрореанимации абсолютно всех пациентов, а не только самых тяжелых больных. Итак, алгоритмы динамического мониторинга в условиях нейрореанимации включают: І. Диагностический срез функционирования всех органов и систем на момент поступления в реанимационное отделение: - Соматический статус с одномоментным УЗИ-контролем функционирования сердечно-сосудистой, гепатобилиарной, эндокринной и мочевыводящей систем при приеме на лечение, и в дальнейшем по мере надобности.
- Психоневрологический статус.
- Компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга в ангио-режиме, технология сосудистого скрининга и ангиомаркеров.
- Гемодинамический статус:
- УЗИ сосудистой системы мозга. При необходимости, магистральных сосудов дуги аорты, брюшной полости, малого таза и конечностей. Исследование методом УЗДГ сосудов головного мозга с использованием технологии ангиомаркеров обычно позволяет выявить отсутствие или минимальный уровень (5-10% от физиологической возрастной нормы) мозгового артериального кровотока;
- капилляроскопия с технологией сосудистого скрининга позволяет оценить тип расстройств микроциркуляции, нарушений функций и типа закладки капилляров, удельный вес, наличие сетки, уровень кровоснабжения, скорость кровотока, наличие эффекта «монетных столбиков», общий фон изображения.
- Нейродинамический статус - оценка фоновой биоэлектрической активности головного мозга, проведение функциональных проб с эффектом обратной связи, при необходимости применение методики вызванных потенциалов.
II. Мониторинг жизненно важных функций и дополнительный мониторинг изменений церебральной гемодинамики, нейродинамики, параметров газообмена и кислотно-щелочного равновесия в крови. - Наличие выраженных гемодинамических перестроек у больных неврологического и нейрохирургического профиля в критическом состоянии требует постоянного допплергемодинамического мониторинга магистральных сосудов с дополнительной оценкой:
- проходимости церебральных артерий;
- частоты и выраженности возможных тромбоэмболий (прогнозирование и контроль);
- эластико-тонических свойств сосудистой стенки;
- уровня дефицита артериального кровоснабжения;
- наличия гидродинамического внутричерепного конфликта и гидродинамического уровня внутричерепного давления;
- состояния артериовенозного церебрального равновесия;
- наличия проявлений артериовенозного шунтирования.
- При необходимости - мониторинг ЭЭГ, по возможности - ЭЭГ в режиме вызванных потенциалов.
- Мониторинг насыщения крови кислородом и углекислым газом, контроль кислотно-щелочного равновесия с помощью современных пульсоксиметров.
III. После проведенных фоновых исследований и подключения дополнительного мониторинга контроля гемодинамического, нейродинамического и газообменного статуса проводится острая фармакологическая проба. В течение часа после внутривенного введения индивидуально подобранной комбинации лекарств, которые должны вызывать активное нейростимулирующее, нейрометаболическое (ноотропное) действие, осуществляются повторные исследования нарушений гемодинамики с помощью технологий ангиомаркеров, сосудистого скрининга, УЗДГ, компьютерной ЭЭГ, психонейродинамический статус и психоневрологический осмотр. Посредством технологии ангиомаркеров (клинико-гемодинамической допплерографии) определяется реактивность сосудов мозга с тенденцией к восстановлению адекватного уровня церебральной гемодинамики до и после введения индивидуально подобранной гемо- и нейродинамически обоснованной комбинации медикаментов. Исследуется изменение биоэлектрической активности головного мозга до и после проведения острой фармакологической пробы с помощью компьютерной динамической электроэнцефалографии. По исследованию реактивности гемо- и нейродинамических показателей мозга в ответ на острую внутривенную фармакологическую пробу можно судить об адекватности ответа организма на медикаментозный фактор. Его результаты позволяют отличить состояние пациентов в коме с возможностью дальнейшего лечения и реабилитации от состояния смерти мозга, а также прогнозировать результаты нейрореабилитации больных, в частности, при апаллическом синдроме. IV. Уход за больным, профилактика трофических изменений играют не последнюю роль в общесоматическом статусе пациента. Благодаря применению автоматизированного подъемника (собственный проект сотрудников научного центра «Истина/Веритас») и регулярному проведению санитарно-гигиенических процедур отработана методика многомесячной курации лежачего больного без пролежней. Авторы: Лущик У.Б., доктор медицинских наук, чл.- корр. АТН Украины, врач-невролог высшей категории Бабий И.П., врач-реабилитолог Лущик Н.Г., врач-невролог высшей категории Источник: Клиника Здоровых Сосудов - http://inno-health.com/ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий