Восприятие времени ребенком На самом деле мы-то, большие и умные, понимаем, что время – понятие крайне загадочное. Оно то бежит стремглав, то течет медленно. Как часто его не хватает! Или вот еще парадокс – за один день может произойти множество событий, а иногда целые месяцы пролетают незаметно, оглянулся – и вспомнить нечего.
Подобные мысли приходят в голову и детям (вспомните самих себя – как бесконечно долго тянулся какой-нибудь нудный урок физики и как молниеносно пролетало лето)… Однако для того, чтобы и ваши малыши начали размышлять на эту тему, чтобы смогли осознать, что же такое время, неплохо для начала познакомить их с самим этим понятием.
Что, где, когда? Психологи заметили, что главным ориентиром во времени для маленького ребенка становится определенное событие, яркое впечатление или предвкушение чего-то важного для него. «Это было на прошлой неделе», – скажет взрослый, а малыш – совсем иначе: «Это было, когда мне купили красную машинку». Или «Это будет, когда мы поедем к бабушке». При этом получается, что для ребенка существует только прошедшее и будущее время. Настоящее как бы отсутствует, это только текущий момент, то, что происходит сию секунду, «сейчас».
Даже совсем маленькие дети сами усваивают то, что видят изо дня в день – что бывают утро, вечер, ночь... Что утро наступает после темной ночи, а ночь – после ужина и сказки про трех медведей. Еще проще малышу сориентироваться в этом миропорядке, если родители говорят им: «Доброе утро», «Спокойной ночи». Однако мышление у дошкольников в основном наглядно-образное, а абстрактными понятиями они оперируют с трудом. И время как раз относится к этой категории – его не увидеть, не услышать, не потрогать. И тем не менее все мы, вне зависимости от возраста, ощущаем его ход. Даже у младенцев от природы есть ощущение времени – они ориентируются по своим внутренним, биологическим часам – субъективному чувству, основанному на привычном ритме жизни.
Замечено, кстати, что те дети, у которых более строгий режим, лучше усваивают понятие времени. Их организм привыкает к определенному ритму, и представление о тех или иных временных отрезках дается им легче, чем тем малышам, которых сегодня покормили обедом в полдень, а завтра – часа в три.
Что же касается часов, то как предмет они начинают интересовать детей примерно с трех-четырех лет. Особо сообразительные малыши уже в этом возрасте способны овладеть искусством определять время. Но даже не умея ориентироваться в том, что показывают стрелки, уже в три-четыре года дети оперируют в своих играх понятием времени. Например, подражая взрослым, говорят своим куклам и мишкам: «Уже три часа, сейчас будем обедать!»
!Речь! В первые шесть месяцев жизни у малыша идет предречевое раз витие — закладывается тот базис, на котором ребенок в дальнейшем сможет овладеть звуковой стороной родного языка. Чтобы этот процесс происходил без задержек, крохе необходимо много и полноценно общаться со взрослыми.
Восприятие времени - Сначала и потом Но не надо забегать вперед. Первые понятия, с которыми стоит познакомить ребенка уже после полутора – двух лет – те, из которых состоит само представление о времени. То есть «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро», «еще долго» и т.д.
Всему этому не нужно посвящать каких-то отдельных лекций – просто говорите эти слова, играя и общаясь с ребенком, комментируя таким образом свои действия: «Сначала пойдем умоемся, потом будем завтракать, а потом – гулять»… Именно так эти базовые понятия с младенчества укоренятся в его сознании. Они могут касаться, кстати, не только каких-то повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете ребенку – например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку, как построили ваш город…
Восприятие времени - Дни недели Дальше больше – можно переходить к конкретным понятиям, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет,что такое «сегодня», «завтра», «вчера». Это не так просто, как может показаться, – поначалу дети часто путают эти слова (ведь это самая что ни есть абстракция!). Для того чтобы «закрепить пройденное», почаще спрашивайте у малыша: «Во что ты играл вчера в садике», «Знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?». Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, сообщите ему и что такое позавчера, и что такое послезавтра.Одновременно с этим можно знакомить с календарем – днями недели, месяцами. Купите ему красивый детский календарь с картинками и повесьте в его уголке.
Разумеется, малыш в один момент не выучит всех этих новых и таких сложных слов – пусть учится запоминать их постепенно и последовательно. Для этого просто каждое утро сообщайте, какой сегодня день недели, число, месяц. Можно специально потренироваться определять по календарю, какой день недели и какое число было вчера, а какое наступит послезавтра. Лучше, если эти тренировки не будут надуманными и нудными, а станут частью разговора, игры, обсуждения планов. Для того чтобы ребенок запомнил, что такое неделя, начните как-нибудь с вечера понедельника обводить на календаре каждый прошедший день. В воскресенье вечером покажите малышу, что прошло семь дней, которые составили одну строчку. Так он зрительно запомнит и это понятие.
Можно сделать еще интереснее – взять календарь с большими клетками и каждый день (ну, или достаточно часто) рисовать там какое-то простое изображение наподобие пиктограммы. Такая картинка будет фиксировать какое-то событие, произошедшее с ребенком в этот день, – например, катание на карусели, посещение зоопарка, поездку в гости к бабушке или покупку новой рыбки для аквариума. Можно так же обозначить и предстоящие события – поход в бассейн, в кружок или в театр. Можно пометить там же и дни рождения членов вашей семьи и друзей, наклеив рядом с датами их маленькие фотографии. Так ребенок уже к 4-5 годам сможет готовиться к будущим событиям, приучится ценить и распределять время.
Восприятие времени – одна из самых больших тайн мозга. Сегодня наука только приближается к пониманию этого процесса. Люди давно заметили, например, что время «ускоряется», когда мы взрослеем. но почему? Сегодня наука так отвечает на этот вопрос: мозг детей обрабатывает огромное количество новой информации о мире. А с возрастом нового, неизведанного становится все меньше и меньше – несмотря на тот, казалось бы, бесконечный поток разнообразной информации, который обрушивается на нас с экранов телевизора, компьютера, со страниц газет и журналов.
Восприятие времени - Времена года Уже двухлетний малыш вполне способен понять, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди. Все это можно показывать и «вживую», расспрашивать, чтобы ребенок вспоминал, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке – вода. Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас к разговору о временах года и все о тех же месяцах.
Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно – ну да вы, кажется, никуда не торопитесь. Просто возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова. Ну и книги, которые вы читаете малышу, не дадут вам растеряться – ведь во многих детских сказках и стихах так или иначе обыгрываются понятия времени.
Восприятие времени - Часы Когда ребенок уже понял про дни недели, месяцы и времена года, пора перейти к самой сложной ориентации во времени. К часам. Для этого он уже должен знать цифры от 1 до 12. Проще всего обучать ребенка определять время по специальным детским часам с большими стрелками, крупными цифрами и четкими делениями. Расскажите, как двигается часовая стрелка, потом – как минутная. Расскажите, как устроен циферблат, что обозначают деления на нем. Поначалу обойдитесь обозначениями времени от 0 до 12, сообщите про то, что бывает три часа дня и три часа ночи. Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет вполне способен всю эту информацию осознать и запомнить.
Ну а дальше тренируйте его изо дня в день – пусть определяет, где должны быть стрелочки, когда он встает, обедает или ложится спать, в котором часу по телевизору идет его любимый мультфильм, как показать «без четверти пять» или «восемь двадцать»? Обычно дети с удовольствием этому учатся – конечно, если взрослые не пристают к ним с этими заданиями чересчур напористо. http://zdorovye-mam.ru/ |
ЛФК для сидячих профессий. Осторожно, радикулит! Если работа связана с поездками на машине (при 6-часовом рабочем дне шофера), то после каждых 2-х часов рекомендуется выйти на 5 – 7 мин из машины, чтоб проделать специальный комплекс гимнастических упражнений.
Гимнастические упражнения для шоферов
1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч; поднять руки вверх, посмотреть на кончики пальцев, потянуться. Вернуться в исходное положение. 2. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы к правому и левому плечу 3. И.п. – стоя, то же. Кружение туловищем вправо и влево. 4. И.п. – то же, наклоны туловища вправо и влево, руки скользят вдоль туловища. 5. И.п. – то же, повороты головы вправо и влево. 6. Приседания, спина прямая. 7. И.п. – то же, мах правой (левой) ногой, коснуться кисти противоположной руки. 8. Ходьба с высоко поднятыми коленями, (на месте); взмахи руками.
Для лиц, работающих сидя, можно предложить следующий примерный комплекс гимнастических упражнений
1. И.п. – сидя, поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. 2. И.п. – сидя, спина прямая, руки в стороны, прогнуться в грудном отделе – вдох, вернуться в исходное положение – выдох, 3. И.п. – сидя, руки на столе – круговые движения головы вправо и влево. 4. Стоя у стола, подняться на носки, руки вверх, прогнуться – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. 5. Отойти от стола на шаг, положить руки на стол, ноги на ширине плеч – несколько пружинящих наклонов вперед, выпрямиться. 6. Стоя, положить руки на спинку стула, сделать 3-4 пружинящих приседаний, вернуться в исходное положение. 7. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты вправо и влево. 8. Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам – наклоны туловища вправо и влево. 9. Спокойная ходьба на месте (10-20 сек.).
При появлении усталости мышц спины и шеи иногда рекомендуется носить “пояс штангистов” или облегченные специальные корсеты – при пояснично-крестцовом радикулите, или “воротнички” – при шейных радикулитах, особенно во время работы, но с обязательным массажем. Помните, что от вас самих в большей степени зависит успешное лечение и предупреждение мучительного заболевания – радикулита. http://lfk.dp.ua/ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий